Разработка и внедрение системы пищевой безопасности ХАССП (HACCP)

На предприятия общепита России обязательная система ХАССП пришла совсем недавно – с февраля 2015 года все рестораны, кафе, столовые и другие точки общественного питания обязаны внедрить и поддерживать систему пищевой безопасности, основанной на принципах ХАССП (HACCP).

ХАССПНаши специалисты прошли обучение в сертифицированных центрах, и готовы оказать помощь по разработки и внедрению Системы на Вашем предприятии. У нас есть опыт внедрения  Системы на предприятиях в различных регионах. 

Большинству руководителей предприятий питания в России система ХАССП не знакома, а информация в интернете по этой теме очень часто не актуальная и просто переписанная с других источников, поэтому попробуем разобраться с основными из вопросов внедрения ХАССП:

ВОПРОС: Что такое Система пищевой безопасности ХАССП?

ОТВЕТ: В переводе с английского (Hazard Analysis and Critical Control Points) - анализ рисков и критические контрольные точки, т.е. концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. Иными словами, это система документов, стандартов предприятия, инструкций, правил, приказов и т.п., а также, система мониторинга и контроля, направленная на снижение рисков выпуска безопасной продукции.

В-принципе, подобная система и сейчас есть на каждом уважающем себя предприятии общепита. Руководитель (директор, технолог, шеф-повар) следит за качеством поступающей продукции (сырья), контролирует блюда на выходе (внешний вид, органолептика), кладовщик следит за условиями хранения и сроками годности. Также, должна быть программа производственного контроля, по которой исследуется готовая продукция, контролируются различные санитарные параметры…

ХАССП – это, по сути, та же система, только упорядоченная, оформленная в соответствии с ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования» или ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к любым организациям в продуктовой цепи».

В документах Системы HACCP, которые разрабатывает предприятие общепита, четко прописаны все возможные опасности (Контрольные точки и Критические Контрольные Точки), которые необходимо контролировать на всех этапах производства продукции питания – от приемки сырья, до выдачи или упаковки блюд или продуктов питания. Например, прием продуктов от поставщика – это Критическая Контрольная Точка (ККТ). На этом этапе контролируется внешний вид, состояние упаковки, условия транспортировки, органолептика, наличие документации у поставщика, сроки годности. На каждую ККТ составляется рабочий лист ХАССП, где прописывается, что конкретно контролируется, кто контролирует, какие параметры, что делает сотрудник, в случае выявления несоответствия…

ВОПРОС: Обязаны ли предприятия общепита внедрять Систему пищевой безопасности ХАССП?

ОТВЕТ: Да, ХАССП обязательно должен быть внедрен с 2015 года на всех предприятиях общественного питания. С 1 июля 2013 года вступил в силу Технический Регламент Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», устанавливающий для предприятий пищевой промышленности, в том числе для предприятий общественного питания, необходимость разработки, внедрение и поддержки процедур, основанных на принципах ХАССП (НАССР).

Мы, и наши коллеги неоднократно консультировались в Роспотребнадзоре и с юристами по этому вопросу, и ответ был всегда однозначный – действие ТР ТС 021/2011 распространяется, в том числе, и на предприятия общепита, независимо от их размера, типа и прочих факторов.

Кроме того, если предприятие общественного питания оказывает услуги, не имея Системы ХАССП, в соответствии с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» №195-Ф3 (статья 14.43) на руководителя будет наложено административное взыскание.
Повторное совершение указанного правонарушения в течение года влечет наложение административного штрафа от 700 тыс. руб. до 1 млн. с конфискацией предметов административного правонарушения, либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

ВОПРОС: У меня небольшое кафе, где работает всего два повара. Мне тоже нужно внедрять систему HACCP?

ОТВЕТ: Да, Вам тоже необходимо разработать и внедрить Систему ХАССП. В Вашем случае, система безопасности, возможно, будет немного проще, чем у крупного предприятия, но внедрение ХАССП для общепита обязательно в любом случае.

ВОПРОС: Мне сказали, что мое пищевое предприятие обязательно должно получить Сертификат соответствия Системы ХАССП ГОСТу. Это действительно так?

ОТВЕТ: Нет, сертификация ХАССП (HACCP) в нашей стране добровольная. Вы не обязаны получать сертификат ХАССП. В некоторых случаях, например, если Вы поставляете продукцию в крупные торговые сети, наличие Сертификата ХАССП является условием вхождения в эту сеть. Для предприятий общепита такие ситуации достаточно редко встречаются, и абсолютно добровольны.
К сожалению, достаточно часто встречаются такие ситуации, когда предприятие получает сертификат ХАССП, но, по сути, Систему ХАССП не внедряет, оставляя ее лишь на бумаге. Вот тогда предприятию грозят серьезные последствия за введение потребителей в заблуждение.

Несколько важных моментов:

Система пищевой безопасности ХАССП состоит из двух взаимосвязанных этапов:

1 Этап – Научно-техническая документация. Для предприятия разрабатываются Стандарты предприятия (СТП), Инструкции, Руководства, Приказы, Положения, Формы… Это большой объем предварительной работы, от которого зависит дальнейшее функционирование системы, но эта работа выполняется один раз, и в дальнейшем может быть только немного скорректирована по необходимости.

2 Этап – Постоянный мониторинг, контроль, заполнение различных журналов, актов и т.д. Без этого Система ХАССП не будет функционировать. Наличие заполненной документации (записей) + разработанная НТД является доказательством применения Системы Пищевой безопасности на Вашем предприятии

Вы должны понимать, что для разработки и внедрения Системы Ваше предприятие должно соответствовать хотя бы основным нормам Технического регламента, или Санитарным правилам. Разделение технологических операций, исключение пересечения потоков сырья и готовой продукции, достаточный объем холодильного оборудования и складских помещений для раздельного хранения ингредиентов…

Наиболее точно на данный момент требования к предприятиям общепита описаны в Санитарных правилах СП 2.3.6.1079-01. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.». Обобщенные формулировки и требования – в ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

Если Вы не соблюдаете основные правила, а Ваше предприятие ни по каким параметрам не соответствует нормам – разрабатывать и внедрять систему ХАССП бессмысленно.

Порядок работы по внедрению Системы ХАССП (HACCP)

1. Если Вы приняли решение о внедрении Системы пищевой безопасности, заполните Анкету для точного расчета стоимости работ и сроков выполнения.

2. После получения Анкеты, мы рассчитаем стоимость и созвонимся с Вами для уточнения деталей и заключения договора. При необходимости (по согласованию с Вами) специалист выезжает к Вам на объект

3. После заключения договора мы приступаем к разработке необходимых предварительных документов (как правило, этот этап выполняется удаленно), а именно:

  • Приказ о разработке Системы HACCP
  • Положение  о создании рабочей группы, или назначении ответственного за пищевую безопасность
  • План-график проекта внедрения системы
  • Политика в области безопасности
  • Шесть Стандартов предприятия (СТП), в т.ч. Процедура анализа рисков и разработки плана ХАССП
  • План ХАССП
  • Руководство по Системе пищевой безопасности
  • Более десяти различных инструкций для персонала
  • Более двенадцати журналов контроля по установленным формам
  • Рабочие листы ХАССП
  • Альбомы форм
  • Чек-листы
  • Ярлыки
  • Акты

Это довольно большой этап нашей работы, материал, который занимает, в общей сложности, более 300 страниц печатного текста. Документы разрабатываются под Ваше предприятие, учитываются Ваши особенности, ассортимент продукции, планировка и многие другие факторы.

В процессе работы мы сотрудничаем с Вами, общаемся, задаем вопросы, и создаем уникальную систему контроля критических контрольных точек.
Вы получаете материал в электронном виде, в формате Word, или rtf. Во всех документах будут заполнены Ваши реквизиты, ответственные сотрудники и т.д. Вам остается только распечатать документы, утвердить, заверить печатью, и вести необходимые журналы контроля, в соответствии с нашими рекомендациями.

В процессе отправки документов мы консультируем по вопросам ведения документации, систематизации и внедрения Системы ХАССП.

4. Когда все документы Системы HACCP разработаны и переданы Вам, мы проводим обучение по скайпу или направляем к Вам специалиста для аудита и помощи по внедрению Системы.

Внедрение Системы Пищевой Безопасности ХАССП – не такой технически сложный процесс, как может показаться на первый взгляд. Самый сложный и большой объем работ (разработка всех предварительных документов) мы сделаем. Вам остается только функция мониторинга и контроля, т.е. по сути, то, что делает каждый руководитель предприятия общепита и сейчас, но, с внедрением Системы ХАССП этот процесс приобретает по-настоящему плановый, упорядоченный и системный характер.  

Большой плюс реализации Системы ХАССП в том, что это дисциплинирует сотрудников, позволяет выпускать безопасную продукцию и обеспечивает лояльность и доверие Ваших клиентов. Также, наличие всех журналов контроля и действующей Системы ХАССП – это большой плюс при проверках Роспотребнадзора, как плановых, так (и особенно), внеплановых.

Стоимость работ по разработке и внедрению Системы ХАССП на предприятии общественного питания

Разработка с полным пакетом необходимых документов, в соответствии с ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования», и консультации по внедрению Системы «Под Ключ» - от 40 тысяч рублей (цена для небольшого предприятия общепита, со стандартным ассортиментом). Сроки разработки могут быть разные, в-зависимости от многих факторов. В-среднем, мы подготавливаем документы в течение 10-15 дней.

Выезд специалиста на Ваше предприятие – (дополнительно к стоимости разработки Системы ХАССП) – 10000 рублей / рабочий день + компенсация проезда и проживания. Обычно, специалист направляется на Ваше предприятие для первичного аудита (оценки производства) на 1-2 рабочих дня, и далее, после разработки предварительных документов – для помощи в реальном внедрении системы (от двух до десяти рабочих дней). Выезд специалиста не обязателен, но желателен, для более качественной работы по внедрению Системы.

Для расчета точной стоимости и сроков исполнения, заполните, пожалуйста, анкету, и нажмите "Отправить". Мы получим Вашу анкету на электронную почту, и обязательно Вам ответим.

Если у Вас есть возможность самостоятельно подготовить все документы ХАССП, но Вы не знаете, как это сделать, мы можем предложить Вам Пакет документов для самостоятельной разработки Системы ХАССП. В этом случае, Вы приобретаете шаблоны документов, которые заполняете самостоятельно. Работать с документами несложно, т.к. есть подробная инструкция по заполнению. Однако, этим должен заниматься человек, который хорошо знает Ваше производство (шеф-повар, зав. производством, технолог...). Подробности здесь →

Если у Вас есть вопросы, напишите нам, или позвоните в рабочее время. Наши контакты.

Чтобы заказать разработку ХАССП, заполните анкету: